На дворе лето. Прекрасное время года. В это время наши детки большую часть времени проводят на улице. И, естественно, где бы мы ни находились: на море, на даче или во дворе на детской площадке, основным видом деятельности являются игры с песком.
Песок – это удивительный, богатый возможностями материал, податливый, способный принимать любые формы. Сухой или влажный, он просто незаменим при создании самых разных мостов, укреплений, башен. Используя песок и воду, ребенок получает возможность воплотить свои фантазии и замыслы, а также найти друзей и научиться сотрудничеству. Малыш открывает для себя новые ощущения, погружая ноги в мягкий теплый песок.
В возрасте 1-2 года ребенок любит строить и разрушать. Ах, какая замечательная башенка получилась! И вот удар по башне и она рушится. Многие детки возмущаются, а малыш хохочет и собирается превратить в развалины остальные сооружения. Если дети вокруг против такого «вандализма» — остановите ребенка, чтобы не расстраивать остальных, но не стоит его ругать за это. Такое поведение в данном возрасте абсолютно нормально. Созидая и разрушая ребенок самоутверждается, находит свое место, занимает активную позицию, показывает, что он уже может делать что-то самостоятельно и контролирует реальность.
Такие действия также помогают крохе установить социальные связи, ведь такое поведение вызывает бурную реакцию у других детей. Он привлекает к себе внимание, нарушая правила, т.к. пока еще не умеет играть с другими, поэтому он играет «против них». В возрасте 1-2 лет не может спокойно играть в песочнице, т.к. только с помощью таких действий он сможет получить необходимую самостоятельность. Для того, чтобы вокруг было меньше конфликтов из-за разрушенных башенок, позвольте ломать малышу только те фигурки, которые Вы построили с ним вместе. Через простые действия малыш познает основы бытия, он сам создает и разрушает тот мир, который придумал и сделал.
В 3-4 года ребенок все еще может ломать песочные постройки. Но здесь он преследует другую цель – «научную». Для того, чтобы понять, как маленькие частички песка соединяются и формируют единое целое. Мозг ребенка работает в полную силу. Он полностью охвачен любопытством и желанием экспериментировать дальше. С каждым новым открытием, он становится все более точным и аккуратным.
Игры с песком дают большее понимание о емкости и содержимом. Эти открытия способствуют осознанию целостности собственного тела и своих возможностей. В этом возрасте ребенок уже понимает, что постройки из песка требуют сил и времени. Поэтому, если ребенок стремится сломать чужие замки, то необходимо остановить его, научить уважать чужой труд, как свой собственный.
В возрасте 4-5 лет ребенок уже умеет достаточно много и самостоятельно может создавать более сложные строения. Помимо постройки из песка, ему нравится украшать замок водорослями, ракушками или камнями. Ребенок уже по-настоящему может играть со своими сверстниками, где каждый привносит в игру свои идеи, и, не смотря на споры и разногласия, дети получают удовольствие от процесса строительства и от общения. Иногда эта идиллия может омрачиться, т.к. ребенок очень болезненно переносит неудачи, и приходит в ярость, когда видит, что его постройки ломаются.
Такая реакция не должна смущать родителей, т.к. является нормой для данного периода развития. Обязательно поддерживайте, скажите, что Вам тоже очень жаль, что башня сломалась. Убедите его в том, что можно построить башню еще раз и похвалите за то, что он может самостоятельно справиться со своими проблемами.
Наслаждайтесь проведенным временем, проведенным вместе со своим ребенком летом, делая все новые и новые открытия, и познавая этот удивительный и неповторимый мир вокруг нас.