Занятие 1
Материалы: Яркая однотонная погремушка размером 6-8 см с удобной для показа ручкой; цветная образная игрушка размером около 10 см (птичка, поросенок, собачки и т.д.). Игрушку нужно показывать так, чтобы в поле зрения малыша попадала наиболее выразительная часть, например, головка птички, мордочка поросенка и т.д.
Ход занятия: Ребенок лежит на спине. Взрослый показывает игрушку и, привлекая к ней внимание, отводит в стороны, приближая и удаляя от глаз ребенка на 50-70 см. Каждый раз он вызывает сосредоточение взгляда ребенка на игрушке.
Занятие 2
Материалы: Погремушка или колокольчик, издающие мелодичные приятные звуки.
Ход занятия: Аналогичен предыдущему. При повторных занятиях, когда появится относительно устойчивая зрительная реакция (фиксация) на предмет и плавное его прослеживание, в процессе демонстрации следует изменять не только траекторию, но и темп движения – несколько убыстряя, а затем замедляя его. При этом ребенок учится убыстрять или замедлять слежение.
Занятие 3
Материалы: Мелодичная погремушка или колокольчик, барабанчик.
Ход занятия: Слева, затем справа на расстоянии 50-60 см взрослый должен позвенеть колокольчиком – вызвать слуховое сосредоточение, показать колокольчик, издающий звук. Повторить 2-3 раза. Когда малыш перестанет реагировать на колокольчик, можно заменить его барабанчиком.
Поведение ребенка (показатели развития навыков и умений)
- Плавно прослеживает взором предмет, не издающий звука, движущийся на расстоянии 50-70 см от глаз и перемещающийся влево и вправо. Ребенок не выпускает его из поля зрения.
- Прислушивается к звучанию игрушки (10-20 сек), замедляет движения после прекращения звука, ищет его источник, как бы готовясь к повторному звуковому воздействию.
Эмоциональное и социальное воспитание (общение)
Выведение ребенка на двусторонний эмоциональный контакт: дать ему возможность первому проявить чувства и эмоции при виде лица взрослого, при звуке его пения, речи. Взрослый склоняется над малышом, не опережая его эмоции.
Поведение ребенка (показатели развития навыков и умений)
В «ответ» на обращение взрослого, видя склонившееся над собой лицо, ребенок первый начинает улыбаться. Вначале улыбка возникает при виде знакомого взрослого, затем при виде любого улыбающегося лица.
Социальная реакция – улыбка может возникать при взгляде на яркую игрушку или любой «понравившийся» предмет
Подготовительный этап речевого развития
Ситуация специальная: наклонившись над лежащим на спине ребенком, взрослый с расстояния 30-40 см отчетливо произносит слоги и короткие слова, используя речевые «наигрыши», потешки – фольклорные произведения для маленьких.
Поведение ребенка (показатели развития навыков и умений)
Ребенок сосредотачивает взгляд на лице взрослого, «отвечает» 2-3 раза отдельными гортанными звуками типа: «г-г-гы», «кх», «га», «гу» и т.д.
Моторное двигательное развитие
Ситуация специальная, направленная на формирование умения удерживать головку: взрослый кладет ребенка на живот (но не после кормления), освобождает ему руки, побуждает малыша приподнять головку и удерживать ее до 5 сек. Затем малыша аккуратно поворачивают и укладывают на спинку, давая возможность отдохнуть и почувствовать смену положения тела.
Поведение ребенка (показатели развития навыков и умений)
В положении лежа на животе пытается поднимать голову и удерживать ее до 5 сек.