Речевое развитие детей происходит разными темпами – один малыш уже в год произносит простые предложения, а от другого и в три сложно дождаться хоть словечка. И все же существуют определенные возрастные нормы. Родителям малыша, если ребёнок не разговаривает в 3 года, важно знать – что делать, по каким причинам это может происходить, как разговорить карапуза, нужно ли обращаться за помощью и к кому?
Темпы развития речи
Когда родители жалуются, что малыш не говорит, возможны такие случаи:
- Кроха молчит и не понимает обращенную к нему речь.
- Ребенок молчит, но все понимает.
- Карапуз произносит звуки, но в слова их пока не связывает.
- Ребенок говорит простыми короткими словами, но не связывает их в словосочетания и предложения.
Понятно, что глубина проблемы в каждой индивидуальной ситуации будет различной. В целом, по общим нормам развития речи, насторожить родителей малыша старше 2 лет должны следующие признаки:
- не используются словосочетания и предложения;
- произношение нечеткое, невнятное, слова искажаются;
- нет чувства ритма, отсутствует запоминание даже самых коротких стишков.
Если проблема не надуманная, к коррекции нужно приступать как можно раньше, желательно в первые три года, когда кроха наиболее восприимчив к обучению, а лучше всего с года, когда начинают формироваться зачатки речи. Но и в 3 еще не поздно, хотя поработать придется больше – активное развитие речевых функций происходит до 5 лет и при эффективной коррекции к поступлению ребенка в школу он полностью выровняется в развитии речи со сверстниками.
Причины позднего развития речи
Все причины, по которым ребенок не говорит, можно разделить на физиологические, связанные с его физическим здоровьем и психологические – ошибки в воспитании.
К физиологическим причинам относятся:
- Гипоксия при внутриутробном развитии или в родах, родовые травмы, недоношенность – такие малыши начинают говорить позже.
- Нарушения в развитии – слуха, зрения, неврологические. Определить их и поставить диагноз может только врач после детального осмотра. Даже при обнаружении отклонений не впадайте в панику – правильно составленная коррекционная программа и работа со специалистами помогут малышу в освоении речи.
Психологические и социальные причины – влияние среды и окружения:
- Гиперопека или недостаток внимания к ребенку. В первом случае у него нет потребности говорить – все желания предугадываются и озвучиваются взрослыми, а во втором – нет возможности говорить, так как малышу и его развитию не уделяется достаточно времени, с ним мало разговаривают и занимаются.
- Болезнь или жизненные перемены. Даже уже начавший говорить карапуз может внезапно замолчать или использовать лишь лепет после стресса – длительной болезни, переезда, развода или ссор родителей, в начальном периоде посещения детсада.
- У близнецов или погодков может быть «свой» лепетный язык, которого им достаточно для общения.
- В семье используются 2 или 3 языка – крохе трудно перестраиваться, осваивая параллельно несколько языков.
Кроме этого, возможен и просто индивидуальный темп развития здорового ребенка, с которым достаточно занимаются, дают возможность говорить, но он пока не торопится. Такой ребенок может долго молчать, а потом происходит речевой скачок – и он практически за месяц осваивает речь предложениями. Примечательно, что позднее развитие речи может быть наследственным – если родители поздно начали говорить, да и девочки обычно начинают говорить раньше мальчиков.
Что делать
Если ваш малыш упорно молчит или его речь значительно отстает от возрастных норм, то первое, что следует сделать – это обратиться к специалистам. Ребенка обязательно должны обследовать отоларинголог – для определения проблем со слухом, логопед – для выяснения соответствия речи и умственного развития и невропатолог — для исключения психоневрологических нарушений.
Если в развитии малыша есть отклонения, будет составлена специальная коррекционная программа с участием профессионалов. Если же кроха здоров, то родителям не нужно расслабляться – лучше заняться с ребенком развитием речи самостоятельно, так он начнет говорить быстрее.
Общайтесь с ребенком, комментируйте все вокруг, читайте, рассказывайте истории и сказки, пойте, но обязательно поощряйте малыша «вставить словечко» (как научить ребенка говорить букву «Р», читайте здесь). Только не в агрессивном или приказном тоне: «Скажи!», «Повтори!», иначе малыш проявит упрямство и негативизм, а стимулируя его игрой. Занимайтесь рисованием, лепкой, шнуровкой, перебиранием круп и пуговиц, любыми пальчиковыми играми, массируйте пальчики и ладошки. Значение развития крупной и мелкой моторики для развития речи невозможно переоценить – логопеды говорят, что «речь ребенка у него на кончиках пальцев».
Не повторяйте «детские», искаженные слова крохи, наоборот, спокойно проговаривайте правильный вариант звучания.
Ошибки родителей
- Сравнение с другими детьми. Лучше сравнивайте успехи ребенка с его недавним молчанием, искренне, но не преувеличенно, хвалите.
- Откладывание консультаций и коррекции. Чем раньше вы определите причины речевого отставания, тем легче и быстрее преодолеете эту проблему.
- Чрезмерные переживания. Постарайтесь успокоиться и принять своего ребенка таким, как он есть – с его индивидуальным темпом. Не нагнетайте тревожность – так малыш еще больше замкнется в молчании. Терпеливо продолжайте занятия – они обязательно дадут нужный результат.
Главное, что следует учесть родителям – при подозрениях об отставании в речевом развитии нужно как можно раньше обратиться за консультацией к профессионалам для исключения нарушений или их своевременной коррекции. Если малыш здоров, все понимает, эмоционально реагирует на окружающее, то переживать не стоит, но следует как можно больше заниматься с ребенком, по возможности обеспечить широкие возможности для общения, в том числе в детском коллективе, и постараться создавать такие условия, где малышу самому «выгоднее» озвучивать свои желания и эмоции, а не обходиться жестами.