Особенности и своевременность развития малыша всегда являются центром внимания любящих родителей. И чуть ли ни сразу после того, как ребенок начинает разговаривать (а то и гулить), они начинают беспокоится о том, будет ли их малыш разговаривать правильно, выговаривать все звуки. А предметом особого беспокойства становится проблемная буква «Р».
Какие проблемы могут быть у ребенка с произношением этой буквы, стоит ли и когда бить тревогу, а также как научить ребенка говорить букву Р в домашних условиях и помочь ему развить речевые навыки – об этом и пойдет речь дальше.
Сложности в произношении буквы «Р»
Так же, как нельзя отрицать уникальность каждого человека, так и нельзя сказать, что все люди разговаривают и произносят одни и те же буквы и звуки одинаково. Для того, чтобы понять, что у ребенка действительно есть сложности с воспроизведением буквы «Р», необходимо знать, каким образом может проявляться данная проблема.
Самыми распространенными искажениями в произношении этой буквы являются:
- «проглатывание» буквы «Р», особенно, когда в слове она находится между двух гласных (например, «во_ота» (ворота));
- замена буквы «Р» другой (например, «Л» – «лак» (рак), «Й» – «гайаж» (гараж));
- нетипичное звучание буквы «Р» (слишком протяжное, гортанное или вибрирующее).
Такие особенности в речи могут встречаться, как по отдельности, так и вместе; проявляться во всех словах с проблемной буквой или в большинстве из них.
Возрастной аспект проблемы
Вполне естественно, что каждому родителю хочется, чтобы их ребенок развивался в соответствии с возрастными нормами, если не опережал их на зависть другим мамочкам. Но развитие и обучение не должно быть для ребенка принудительным или непосильным, и не стоит форсировать естественные процессы. Поэтому, если вашему чаду еще не исполнилось и 5 лет, а вы переживаете, что у него не получается справиться с каверзной буквой «Р» – успокойтесь!
Усвоение этой буквы в числе последних вполне нормально и закономерно. Родители могут постепенно и ненавязчиво стимулировать развитие речи, но бежать к логопеду до 6-летнего возраста, если проблема лишь с буквой «Р» – не стоит.
Помогаем ребенку научиться правильному произношению «Р»
Хоть процесс становления речи достаточно сложно предсказать или контролировать, но его можно активно и ненавязчиво стимулировать. Занятия с логопедом все-таки предполагают некую формальность обстановки и скованность. А занятия в домашних условиях и с родным человеком позволят ребенку почувствовать себя непринужденно и расслаблено. Следите за тем, чтобы ребенок непременно занимался в хорошем настроении и не заставляйте его делать упражнения через «не хочу». Лучший способ увлечь ребенка – это подать логопедические задания в игровой форме.
Для развития детской речи и обучения правильному произношению буквы «Р» в домашних условиях можно использовать:
- простые элементы артикуляционной гимнастики;
- игры с обучающим и развивающим материалом, где присутствует проблемная «Р».
В первом случае речь идет об упражнениях из логопедических разминок, которые призваны разрабатывать дыхание и артикуляционный аппарат. Для большей эффективности упражнения стоит проводить перед зеркалом. На работу с буквой «Р» направлены следующие упражнения:
- Перед ребенком ставится задача попытаться дотянуться кончиком языка на носа, а потом до подбородка. Подать упражнение можно в виде соревнования «У кого язык длиннее?»
- В другом задании необходимо проводить кончиком языка по внутренней и внешней стороне верхних зубов, не двигая при этом нижней челюстью. Рот должен быть растянут в улыбке, чтобы в зеркале было видно зубы и движения языка. Ребенка можно завлечь предложением проверить чистоту его зубов.
- Также можно предложить ребенку сделать из своего язычка парус – прижать кончик языка к передней части верхних зубов и постараться как можно сильнее его прогнуть.
Для работы с совсем маленькими детками, которым еще не совсем понятны инструкции заданий, в качестве предупреждения возможных проблем с произношением, специалисты советуют чаще «кривляться» – растягивать губы в улыбке и вытягивать их в трубочку, высовывать язык, как можно дальше, или скручивать в трубочку во рту, облизывать губки по кругу и т.д. – это отличная зарядка для мышц лица и органов речи.
Занятия с постановкой звука «Р» можно также включить в привычные для ребенка домашние игры и упражнения:
- Ловим нужный звук. Задача ребенка услышать в перечне произносимых родителем слов те, которые содержат букву «Р», и хлопнуть в ладоши. Так ребенок научится более внимательно слушать и выделять необходимый материал.
- Учим (или повторяем) животных, уделяя особо внимание рычащим и гарчащим (медведь, тигр, лев, собака, волк и т.д.), имитируя издаваемые ими звуки. Также различные звуки, содержащие коварный звук, можно упоминать по ходу произвольных игр (например, вспоминать, как делает мотоцикл или трактор, как мурлычет кошка или каркает ворона и т.д.).
- Учим потешки и стишки с буквой «Р» – например, «Ехал Грека через реку», «Сорока-ворона» и т.д. Также можно попробовать сочинять свои двустишья из слов с этой буквой.
Развитие ребенка – естественный процесс, которые подчиняется своим правилам и закономерностям. Для ребенка он должен быть спокойным, легким и незаметным. Не стоит в силу своей мнительности или желания вырастить супер-ребенка на зависть окружающим мучать своего малыша слишком ранними «развивалками» против его желания и возможностей. Любите ребенка, цените его, поддерживайте – и вместе у вас все рано или поздно получится.