Сегодня публикую первое обращение от читателей блога, в рамках новой рубрики «Вопрос психологу»
Ко мне обратилась Светлана, мама 2 детей, со следующей проблемой:
Здравствуйте. У меня ребенок агрессивный. Ему 5,5 лет. Ходит в садик, родители и воспитатели жалуются на него что обижает их детей, дома ребенок активный есть чуток агрессии (не слушается, думала избалованный). На занятиях в садике все быстро выполняет, хваткий.
Я наблюдаю за сыном вижу он как электровеник, все быстро делает, не усидчивый, на лету все схватывает, но одно, зная что ребенок слабее него, он давит словами “плакса, плакса”.
Дома он играется с сестренкой ей 4 года, дерутся, но он вообще не бьет ее, тоже словами давит. Меня, бабушку иногда слушает, а папу достаточно его одного взгляда и все это закон для него.
Играет в компьютерные игры. Там, где не может пройти этап нервничает, все просит папу пройти. Любит мультики смотреть очень долго. Всегда просит в магазинах купить игрушки, если не покупаю, не обижается, любит есть киндер шоколады, соки, напитки, все сладкое.
Светлана, у Вашего ребенка в основном присутствует агрессивность вербальная (словесная). То, что перепалки постоянно происходят с сестрой, которая всего на 1,5 года его младше, то это может быть из-за ревности. Дети с маленькой разницей в возрасте ревнуют друг друга к родителям. Обратите внимание на Ваше отношение к сыну и дочери. Все ли у них поровну. Нет ли в семье более снисходительного отношения к младшему ребенку. Часто ли Вы хвалите младшую дочь в присутствии сына.
Когда оба ребенка находятся рядом, то ласку, любовь и внимание они должны получать поровну. Нельзя выделять одного, а второго оставлять без внимания. Желательно вообще не хвалить младших детей в присутствии старших или делать это не слишком эмоционально.
Также в отношении детей, нужно определить их личное пространство. Например, есть игрушки, которыми можно играть вместе, а есть личные игрушки, трогать которое можно только с разрешения хозяина. То же самое относится и к личному пространству в комнате, если она у них общая.
Проанализируйте ситуации, того, как вы с ним общаетесь. Если в садике и дома он обижает только тех, кто слабее его, то, вероятно, таким образом он отыгрывает обиду, которая была нанесена более сильным человеком. Вы пишите, что взгляда отца достаточно, чтобы он прекратил делать что-то и стал послушным. А вот Вас и бабушку он слушает иногда. Посмотрите, не слишком ли строгие наказания присутствуют в Вашей семье со стороны отца.
Вы говорите, что с заданиями в дет.саду он справляется быстро и легко. Возможно, его агрессия в детском саду проявляется и из-за того, что ему скучно. Можно предложить ему немного усложненные задания, чтобы вызвать интерес.
Что касается корректировки его поведения, то можно использовать хорошие игры, которые помогут ребенку правильно справляться со своими чувствами и направлять агрессивность в нужное русло. Хорошо пойдут, например, игры-обзывалки, мешочек с гневом. Все игры, которые помогают ребенку именно проговорить или прокричать плохие слова и высказать негативные эмоции.
Учите сына проговаривать эмоции: «Я злой. Меня бесит. Мне не нравится, когда… Я рассержен» и т.д.
По поводу усидчивости. В таком возрасте детки довольно подвижны и активны, поэтому длительное времяпрепровождение перед телевизором и компьютером плохо влияют на их нервную систему. Время, проведенное перед телевизором нужно ограничивать, даже если сам ребенок это не понимает.
Когда ребенок не может справиться с каким-то заданием, дайте ему время на отдых, не нужно все делать и проходить за него. Раз устал или разочарован в результате, дайте ему передышку, смените вид деятельности. Затем вернитесь к незаконченному делу. Если нужно помогите, но только там, где это действительно необходимо.
Ну и наберитесь терпения. Регулярные занятия с сыном обязательно дадут результат.