Полноценная жизнь для любого маленького человечка – это не только крепкое здоровье, но и своевременное интеллектуальное развитие. Если малыш по какой-либо причине не заговорил к двум годам, мамы начинают беспокоиться. Их интересует, необходимо ли обращаться к специалистам, когда именно это делать и как научить ребёнка говорить в 2 года.
Педиатры сходятся во мнении, что отставание в овладении родным языком – это достаточно распространённое явление в наши дни. При этом привести всех деток к какому-то общему знаменателю не представляется возможным! Чтобы удостовериться в наличии проблемы, следует учесть все физиологические особенности, психическое состояние и даже пол. Голословно заявлять, что малыш отстаёт в развитии от своих сверстников нельзя.
Если у ребенка не выявлено никаких отклонений, то беспокоиться с отставанием в освоении речи не стоит. Часто бывает, что ребенок просто не испытывает нужды в разговоре, потому что окружение и так понимает его без слов. Когда ребенок идет в детский сад, окружающая обстановка провоцирует его к общению. Ребенок очень быстро начинает говорить.
Как формируется речь ребенка
Существуют некие нормы или усреднённые показатели, на которые можно ориентироваться в предварительной оценке:
- после года появляется «звукоподражательный» лексикон – дети пытаются описать то, что они видят (знаменитые «гав», «мяу», «ням-ням»);
- с полутора лет появляется способность формировать простейшие предложения из двух слов (например, я упал);
- в период с двух до двух с половиной лет резко расширяется словарный запас (детям интересны незнакомые доселе названия и определения, они с удовольствием запоминают их);
- с трёх лет малыши вслух комментируют большинство своих действий и даже эмоций.
Все эти показатели относятся ко всем детям без исключения, независимо от пола.
Но бывает, что малыш отлично себя чувствует, хорошо развивается физически и психически (врачи не находят отклонений), с ним занимаются родители и воспитатели, но при всём этом он не проявляет никакой инициативы – речь как таковая практически отсутствует.
В таких случаях будет уместно вспомнить о личных особенностях. Не нужно винить себя или ругать своих деток! Самое время осознать, что согласно статистике:
- Иногда пол определяет умение рано говорить. Девочки быстрее учатся копировать взрослых и подражать им, а мальчишки легче осваивают составление правильных предложений.
- Упорные молчуны умудряются «заговорить чудесным образом» к трём годам – их буквально не остановить (поют, повторяют вслух ранее знакомые стихи, рассуждают, расспрашивают).
Критерии оценки
Чтобы не расстраивать себя заранее, мамы должны знать признаки здорового крохи. Они сводятся к следующему:
- физическое развитие соответствует возрастным показателям (это подтверждает педиатр);
- отсутствуют поражения нервной системы или психики;
- в семье малыш чувствует себя комфортно – с удовольствием общается, но при этом замыкается на людях;
- активно пытается освоить новые слова и с удовольствием исправляет речевые ошибки;
- пытается решить проблему через речь (мама, я хочу пить).
Любая серьёзная инфекция или травма способна задержать речевое развитие! В этом случае лучше сразу обратиться за консультацией к участковому педиатру.
Как помочь крохе заговорить
Важно наладить общение! Всё время, пока дети в возрасте с двух до пяти лет не спят, с ними нужно говорить. Это может быть как диалог (кроха что-то рассказывает или поясняет взрослым), так и комментирование любых игр или действий.
Взрослые должны показывать хороший пример:
- говорить чётко, не искажая слов;
- выражаться полноценными фразами (не «ням-ням», а «кушай кашку»);
- демонстрировать свою мимику – ребёнок хорошо запоминает движения губ;
- исключать «общение» с телевизором и компьютером – там речь может быть невнятной или вовсе непонятной для крохи;
- много читать детских книг вслух (это могут быть сказки на ночь, потешки, забавные стихи);
- читать вслух даже если дети непоседливы и часто бегают по комнате (правильная речь всё равно запомнится!).
Поможет решить проблему посещение детского сада. Сверстники и дети постарше – это отличный пример для подражания. Можно просто посещать один из кружков, если мама не желает отдавать дитя в садик.
Хорошее подспорье в развитии представляет гимнастика для рук и пальчиков. Их кончики можно массировать как обычной зубной щёткой, так и с помощью специальных пружинных колечек. Также мелкую моторику развивают пазлы, лото, конструкторы и пирамиды.
Что касается артикуляционной гимнастики, проводить её можно только с разрешения логопеда. Он подскажет, какие упражнения и как именно их делать в конкретном случае.
Главное правило: нельзя пускать всё на самотёк. Наверстать упущенное будет очень сложно. Родителям следует настроиться на регулярные занятия, доброжелательное отношение и постоянное внимание.