Красивый почерк у детей – это настоящий повод для гордости. Каждый родитель хочет, чтобы их ребёнок писал каллиграфически. А чтобы достичь этого, необходимо знать, как научить ребенка правильно держать ручку или карандаш.
Несмотря на то, что навыки письма приобретаются в более позднем возрасте, к обучению необходимо приступать приблизительно с трёх лет. В этот период малыш уже должен чётко понимать, как правильно взять в руки письменную принадлежность.
Почему это важно
Неправильное положение карандаша или ручки приводит к быстрой утомляемости – кисть и пальчики начинают болеть.
Вот почему важно, чтобы первоклассник уже умел правильно писать (об этом читайте здесь). В школе он не сможет отложить ручку в сторону и отдыхать, когда захочет. Ведь все письменные упражнения превращаются в обязательные занятия, избежать которых не представляется возможным.
Если заранее научить ребенка держать ручку, он станет успевающим учеником — родительская забота поможет крохе реализовать свой талант к обучению.
Три года – важный рубеж
На то, как именно берёт карандаши ребёнок, стоит обратить внимание уже в три года.
В этот период детки легко обучаются новым навыкам – скорректировать неправильное положение кисти будет достаточно просто. А вот с пятилетним сорванцом решить эту проблему гораздо сложнее.
Обычно обучение начинается с рисования – крохе дарят заветную коробочку с цветными карандашами и первый альбом. Малыши полны энтузиазма! Яркий подарок будит интерес и стимулирует творческий процесс – освоение новой «игрушки» нравится всем без исключения детям.
За рисованием они проводят много времени. Поэтому необходимо уделить особое внимание качеству карандашиков. Они должны быть:
- достаточно длинными;
- не толстыми и не тонкими;
- имеющими трёхгранное сечение – такой предмет легче зажать и удержать в руке (есть модели, имеющие специальные силиконовые насадки).
Те же самые требования выдвигаются и к ручкам. Родители могут приобрести модель с прорезиненными памятками (насадками) – дитя сразу поймёт, куда именно нужно поместить пальчики.
Подготовительные занятия
Очень важно подготовить кисть и пальчики к предстоящей каллиграфической работе. Для этого с детьми занимаются буквально с первого года жизни. Задача мамы – развитие мелкой моторики у малыша. Это не только пробудит речь, но и поможет кистям окрепнуть.
Главное здесь занимательная игра. С её помощью происходит необходимое физическое и умственное развитие. Отлично подойдёт:
- бизиборд (так называемая развивающая доска, о том, как сделать бизиборд, читайте здесь);
- перекладывание небольших предметов (можно предложить переместить крупные пуговки из одной коробочки в другую или рассортировать сухие макаронные изделия у мамы на кухне);
- рисование мелками на специальной доске (её можно приобрести в магазине);
- игра в дартс;
- сборка вместе с мамой мозаики.
Играя, ребёнок будет чаще задействовать средний, большой и указательный пальчик на правой руке (левши чаще используют левую ручку – это нормально). При этом мизинец и безымянный начнёт правильно расслабляться.
Правильный захват
Как только малышу исполнится три года, пора знакомить его с правильным удерживанием карандаша. Он должен понять, что существуют определённые правила, которых следует неукоснительно придерживаться:
- опорой всегда служит средний палец;
- указательный придерживает предмет сверху;
- а большой прижимает с левой стороны (фиксирует ручку);
- высота захвата приблизительно 2 см – именно столько отделяет указательный палец от листа бумаги.
Ребёнок должен в обязательном порядке исправлять все ошибки! Для этого родители в мягкой форме напоминают ему о правилах и следят, чтобы кроха не переутомлялся.
При усталости рук происходит инстинктивное сжимание – пальчики устают ещё больше! Этого следует избегать. Иногда детки неожиданно меняют положение кисти и сжимают карандаш в кулачке. Это один из симптомов усталости.
Как научить
Теория обучения выглядит достаточно просто, но как только дело доходит до практики, обнаруживается множество трудностей. Кроха просто теряется и не понимает, как сжать пальцы, и в каком положении они должны находиться.
Чтобы облегчить задачу, можно использовать следующие методы:
«Пинцет» — кроха берёт письменную принадлежность тремя пальчиками за верхний край и ставит её вертикально на листик бумаги. После чего пальчики плавно сдвигаются мамой вниз, пока они сами не примут нужную для письма позицию.
«Пора спать» — ребёнку поясняется принцип правильного положения пальцев (захвата) в игровой форме. Карандаш нужно «положить спать». Для этого он укладывается на кроватку (средний пальчик), под его нижний кончик подкладывается подушка (указательный палец), а сверху стелется одеяло (большой палец). После чего кисть переворачивается в нужное положение и начинается занятие по рисованию.
Бумажная салфетка используется для тренировки инстинктивного захвата. Если часть салфетки, сложенную квадратиком, разместить под безымянный палец и мизинец, а затем попросить взять ручку тремя оставшимися пальцами, ребенок сам выполнит правильный захват.
Насадка – красочное приспособление из силикона или резины, которое необходимо надеть на ручку или карандаш. Каждое такое изделие имеет специальные углубления для пальцев – взять предмет неправильно просто невозможно.
Обучающие ручки имеют трёхгранное сечение и встроенную насадку (специальные углубления в силиконе).
«Точка на пальчике» — нанесение маркером отметок на коже. Ориентируясь на них, малыш будет правильно брать письменную принадлежность. Точка ставится на верхней фаланге среднего пальца.
Такое обучение требует родительского терпения и внимания. Но при регулярных занятиях обязательно появятся первые успехи, которые порадуют папу и маму, а также самого кроху.