Многих родителей, заботящихся о раннем развитии своих детей, волнует вопрос: как научить ребенка читать. Специалисты считают, что оптимальным возрастом для обучения чтению является промежуток от 3 до 6 лет.
Знакомство с первыми буквами у нас произошло еще в 10 месяцев. Сейчас нашей дочке исполнилось 3 года, и, конечно, на данный момент у нас нет цели, научить ее читать. Мы просто играем с ней с буквами. Читаем яркие азбуки. Собираем пазлы с алфавитом и слова. Какой-то конкретной методики мы не придерживаемся. Просто играем так, как ей нравится и как хочется в данный момент времени.
Чтение небольших стихов и потешек всегда очень ее привлекало с самого раннего детства. С 10 месяцев нам подарили несколько разных наборов кубиков с буквами. Очень быстро она запомнила 5 букв: «М» — мамина буква, «П» — папина, «Б» — бабина, «Д» — дедина буква, «К» — Катина буква (самая любимая ).
Постепенно я начала приобретать различные азбуки. Большой популярностью у нее пользуются пазлы с алфавитом, которые ей подарили на день рождения. Большие и яркие кусочки с буквами легко собирать в картинку.
Заметный прогресс появился ближе к 3 годам. К новому году я купила очень интересную книжку, которая состоит из ярких карточек и вырезанных резиновых букв. В карточках есть специальные прорези для того, чтобы вставлять буквы. На обратной стороне карточек есть стихи. Книжка очень яркая и интересная, так что заинтересовать ребенка было очень легко. Буквально за пару недель мы выучили все буквы. Конечно, на память алфавит она не знает, да и ни к чему это. Но теперь Катюшка узнает и называет все буквы. Сложив из букв слово, мы его читаем, затем я пишу его в альбоме, и снова произношу это слово. А потом ищем, где еще на карточке есть такое же слово. Благодаря таким занятиям в игровой форме, мы постепенно учимся читать по слогам.
Каждому родителю под силу организовать дома среду, обучающую чтению. Существует несколько методов, а вот какой из них выбрать – каждый решает сам.
Самый распространенный метод обучения – это звуковой. Все традиционные программы обучения построены именно на этом методе. Сначала ребенку предлагали слушать звук, а потом только учили соответствующую букву. Самое трудное для ребенка при таком подходе – это сложение известных букв в слоги и слова. Этот метод достаточно трудоемкий и требует немалых усилий и терпения, как от родителей, так и от детей.
На протяжении многих лет ученые искали другие методы обучения чтению. И уже давно был придуман метод чтения целыми словами. Здесь ребенка сразу учат читать целое слово, не раскладывая его на буквы. Сейчас довольно популярна методика обучения чтению Глена Домана. Она подразумевает показ карточек с написанными красным цветом словами. Причем занятия могут проводится буквально с рождения. Плюс данной методики – тренировка механической памяти, но к 2 годам дети уже перестают интересоваться работой с карточками, т.к. это достаточно монотонная работа, а ребенок — пассивный участник обучения. Кроме того в русском языке слова постоянно изменяются по родам и падежам, а все многообразие великого и могучего русского языка невозможно отразить на карточках.
Следующая методика – это методика Зайцева. Здесь подразумевается складовый метод обучения чтению, т.е. слог, в котором сначала произносится согласный звук, а затем – гласный: «БА», «МЕ», «КУ». Этот метод больше всего приближен к физиологии, т.к. все детки сначала начинают лепетать складами: «ба-ба-ба», «па-па-па». Обучение чтению по этой методике предполагает обычную игру с кубиками, на которых написаны склады.
Какую бы методику Вы ни выбрали, всегда помните о том, что обучение должно быть в радость. Учитывайте возрастные особенности своего крохи. Не стоит форсировать события и заставлять читать его в 2 года, ведь самый подходящий период для обучения чтению наступает в 3,5-4 года. В этом возрасте ребенок может сам попросить научить его писать и читать, т.к. для него чтение становится инструментом познания.