Развивающие игры для детей 5 месяцев

Занятие 1

Материалы: Кукла-неваляшка

Ход занятия: Взрослый показывает ребенку, лежащему на спине, игрушку в течение 1-2 минут на расстоянии 50 см. Затем перемещает ее так, чтобы она оказалась сбоку, раскачивает, привлекая внимание малыша.

Взрослый подтягивает край пеленки на которой лежит ребенок, и таким образом стимулирует его поворот на бок. Вместе с этим малыш делает это сам. При таком пассивном обучении ребенок получает те ощущения, которые соответствуют реальному действию. Когда кроха перевернется на бок, мама помогает ему высвободить ручку. Последнее необходимо, если ребенок делает поворот на живот. Когда ребенок принимает устойчивую позу, взрослый придвигает к нему игрушку. Ребенок тянет руки к кукле, которая расположена теперь перед ним, дотягивается до нее, отталкивает, раскачивает и т.д.

Как вариант можно держать ребенка на руках, тогда он в горизонтальном положении будет узнавать игрушку и приводить ее в действие в горизонтальном положении.

Занятие 2

Материалы: Два цветных кольца, к которым прикреплены маленькие колокольчики или бубенчики. Можно использовать также шарик-погремушку, укрепленную на кольце.

Ход занятия: Ребенок лежит на спине. Мама показывает малышу колечка, встряхивает его, приводя в движение колокольчик. Затем вкладывает кольцо в руку ребенка между большим и четырьмя другими пальцами и помогает удержать предмет, обхватив руку ребенка своей рукой. Убедившись, что ребенок удерживает предмет, постепенно отпускает руку, давая возможность действовать самостоятельно.

Во второй части занятия колокольчик укрепляется на ленточке. Теперь игрушка зависает над грудью малыша. Мама подводит игрушку к руке ребенка, побуждая его схватить игрушку.

В третьей части занятия ребенка можно побуждать к действиям, когда он находится в положении лежа на животе.

01

Занятие 3

Материалы: Три разноцветных шарика и три кубика, пластиковые или деревянные, имеющие сквозное отверстие. Их нанизывают на ленту, чтобы получилась гирлянда из чередующихся по форме и цвету предметов.

Ход занятия: Ребенка кладут на живот так, чтобы его туловище наполовину оказалось в кольце, очерченном лентой. Все предметы на другой части ленты расположены полукругом перед малышом. Если малыш не проявляет к ним интереса, следует пододвинуть шарик и кубик к нему поближе. А при необходимости осторожно выполнить действия рукой малыша. «Ш-а-а-а-а-рик! К-у-у-у-у-бик!» — говорит мама, повышая и понижая голос, выделяя гласные звуки, которые входит в состав гуления.

Во второй части занятия взрослый помогает крохе сделать поворот со спины на бок и на живот. Лежа на животе, он захватывает и подтягивает к себе игрушки. Занятие длится не более 2-3 минут, после чего нужно повернуть малыша на спинку.

Показатели развития ребенка

У ребенка наблюдаются целенаправленные действия притягивания и захватывания предметов с расстояния вытянутой руки из удобного положения.

Ребенок может удерживать предмет в течение 30 секунд и более. В случае неудачи ребенок делает повторные попытки

Ребенок узнает знакомые предметы и игрушки, отличает их от незнакомых. Взаимодействие с предметами и игрушками имеет характер манипулирования, в основе которого – активные исследовательские действия.

02

Социальное развитие

Близкий человек подходит к малышу. Затем сразу же подходит незнакомый. Ребенок при виде близкого человека радуется, оживляется. При виде незнакомого оживление угасает. Если знакомый взрослый уходит, ребенок может заплакать.

Незнакомый взрослый ласково разговаривает с малышом, лежащим на спине, после паузы с ребенком заговаривает близкий человек. После следующий паузы вновь подходит незнакомый. Ребенок прислушивается к незнакомому голосу, ищет говорящего глазами. К голосу близкого человека прислушивается, ищет его, улыбается. Если взрослый замолкает и не подходит к малышу, может заплакать.

Показатели развития:

  1. Ребенок в 5 месяцев отличает близких людей от чужих. Узнает голос близкого человека, не только говорящего, но и поющего.
  2. Ребенок стремится войти в контакт с мамой (ухаживающим взрослым). Ярко реагирует на ее настроение, смех, игровые действия. Отличает «строгие» нотки в ее голосе от ласкового, приветливого обращения.
  3. Гуление часто сопровождает контакты взрослого с ребенком. Малыш гулит, чтобы привлечь к себе внимание взрослого и удержать его около себя.

Речевое развитие:

  1. Взрослый создает атмосферу тишины, давая возможность ребенку проявить себя вокализациями и речевыми реакциями. Голосовые проявления отражают его настроение. Малышу необходимо «услышать» самого себя. Ребенок начинает гулить, произносить нараспев гласные звуки, артикулируя их четко и правильно.
  2. Если ребенок пассивен, взрослый может его активизировать. Используется магнитофонная запись его же голоса. Желательно сделать такую запись, когда ребенок доволен, весел гулит. Ребенок , прислушиваясь, начинает повторять свои голосовые реакции.

Показатели развития:

  • Ребенок гулит подолгу и это не зависит от присутствия взрослого или других причин.
  • Способен подражать себе, когда слышит свой голос в записи.
  • Гуление является неотъемлемым компонентом общения и начинает выступать, как средство коммуникации. Чтение потешек, песенок способствует развитию речевых навыков.

Моторное развитие

Повороты тела.

Взрослый регулярно в часы бодрствования кладет малыша на живот, а на расстоянии 50 см от него игрушку. Проявляет интерес к тому, что демонстрирует. Ребенок поднимает голову и верхнюю часть корпуса, лежит, опираясь на ладони выпрямленных рук. Пытается дотянуться до игрушки, схватить ее.

Взрослый создает ситуации, помогающие ребенку сделать самостоятельные повороты. С этой целью рядом с ребенком размещает игрушку так, чтобы он не мог ее взять без поворота. Ребенок следит за игрушкой, поворачивает голову, туловище, ложится на бок и сразу переворачивается на живот. Выпрямляет ноги  в тазобедренных суставах и, опираясь на выпрямленные руки, высоко поднимает голову.

Действия руки.

Взрослый демонстрирует ребенку предмет на высоте 20-30 см над грудью, побуждая ребенка поднимать и выпрямлять руки. Может захватить игрушку одной рукой.

Показатели развития:

Может относительно долго лежать на животе, приподняв туловище и опираясь на ладони выпрямленных рук.

Переворачивается со спины на живот.

Ребенок, устойчиво стоит, когда его поддерживают под мышки. Твердо опирается полностью ногами и всей стопой о поверхность в течение 3-4 минут.

Берет игрушку из рук взрослого.

К 5 месяцу раскрывается кулачок ребенка, что позволяет свободно брать игрушку из рук взрослого.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментариев: 1
  1. Светлана Яницкая

    Очень полезные развивающие игры и упражнения.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: