Что делать, если у ребенка нет друзей в детском саду или школе

Почему одним детям трудно найти себе друзей, а другие находятся в центре внимания? Как нужно правильно реагировать на постоянные дразнилки сверстников? Что делать, чтобы ребенок не чувствовал себя белой вороной? В этом посте разберемся с вопросом, почему у вашего ребенка вообще нет друзей.

0214Достаточно внимательно присмотреться к ребятам на детской площадке, что заметить, кто из них является душой компании, а кто серый мышонок, а также мишень для насмешек и дразнилок. С одним ребенком хочет дружить весь двор, а над другим хочется постоянно издеваться. Даже в компании, где всего трое друзей, всегда можно обнаружить лидера, среднего и аутсайдера.  Дети дошкольного возраста дружить еще не умеют, поэтому роли могут постоянно меняться.

И если Вы вдруг заметили, что приятель вашего ребенка обозвал его дураком, не стоит бросаться на защиту ребенка сразу. Лучше посмотреть, как отреагирует Ваше чадо. Возможно, что дети сами разберутся в сложившейся ситуации, и уже завтра Ваш ребенок будет превосходить в игре. А вот в подростковом возрасте роли практически не меняются, поэтому, необходимо, вовремя бить тревогу, если Вы заметили, что Ваш малыш становится постоянной жертвой.

Давайте рассмотрим несколько вариантов воспитания из-за которых у ребенка почему-то нет друзей.

История первая

Пятилетний Саша очень хочет дружить, но никак не может завести ни одного друга. Он знает, что это у него никогда не получится. Дворовые ребята постоянно бегают, прыгают, лазают по деревьям и сильно качаются на качелях. А Саша ничего этого делать не умеет. Мама всегда говорит ему, что он может упасть, разбиться, сломать ногу или руку, т.к. лазать по деревьям, и прыгать с лестницы нехорошо, и очень опасно. Саша – это постоянная жертва.

kid

Он никогда не понимает глаз от пола, ходит ссутулившись, он очень редко улыбается и тем более никогда не смеются громко. Всегда, когда он осмеливается заговорить со сверстниками, его голос становится тихим, а интонации заискивающими.

В этом случае мама слишком опекает своего сыночка. Таким воспитанием она препятствует нормально общению Саши с ребятами, а сама мама не может выйти на работу, т.к. по ее мнению ни одна няня не даст ее ребенку должного воспитания и заботы, а о детских садах в их семье не может быть и речи.

Своим поведением Саша постоянно провоцирует сверстников дать пинка, демонстрируя свою беспомощность, слабохарактерность и никчемность. Такая реакция программируется его мамой, которая постоянно напоминает сыну о том, что он обязательно упадет, поскользнется, получит травму. Мальчик не видит у себя ни одного достоинства.

Чтобы преодолеть комплекс жертвы у ребенка, сначала обратите внимание на себя. Перестаньте его постоянно опекать. Нужно отпустить ребенка. Даже у пятилетних детей должна быть своя жизнь. Предоставьте ему возможность высказать свое мнение, дайте ему свободу выбора. Пусть он сам выбирает то, что хочет надеть на прогулку или в гости, позвольте ему измазаться в песке, или побегать по луже. Разрешите ему бегать, прыгать и даже падать, не хватаясь при этом за сердце.

Постоянно ободряйте его и поддерживайте. Говорите о том, как он вырос и изменился, каким взрослым и самостоятельным он стал. Учите его знакомиться с другими детьми. Для этого можно поиграть с куклами дома. Например, кукла хочет подружиться с зайчиком. Как это можно сделать? Конечно же, смело и уверенно. Проговорите всю ситуацию. Как кукла подойдет знакомиться, что она скажет, улыбнется ли новым друзьям, предложит ли вместе покататься на качелях или поиграть в прятки. При этом необходимо меняться с ребенком ролями.

net-druzei-v-6kole_2

История вторая

Аня постоянно возвращается домой в слезах и ссадинах. Во дворе девочку не просто дразнят, а даже бьют. Дети, увидев в очередной раз Аню, гуляющую одну, стараются ее задеть. Они постоянно обзываются, а девочка даже не пытается дать сдачи. Она сразу начинает плакать и убегает домой. Анина мама очень ценит время, когда дочка находится на прогулке, т.к. за это время она успевает убрать квартиру, поболтать по телефону. Поэтому, когда Аня в очередной раз приходит с жалобой, она снова отправляет ее погулять, и просит не обращать внимания на поведение сверстников. Это поведение такая же крайность, как поведение Сашиной мамы.

Для мальчиков самое опасное – это материнская гиперопека, для девочек же наоборот, больше всего опасно чувство незащищенности и равнодушие родителей.

Если бы мама Иры была более внимательна к своей дочери, она научила бы ее давать сдачи обидчикам. Здесь необходимо убедить ребенка в том, что ребята, которые гуляют во дворе такие же сверстники Иры, которые ни в чем не сильнее ее. Стоит потратить немного времени, чтобы вспомнить несколько дразнилок-отзеркаливаний из своего детства. Например, «кто так обзывается, тот сам так называется» или «кто зовет других вонючкой, у того в штанишках кучка». Не очень вежливо, но зато действенно.

Детские обзывалки – это своеобразная тренировка перед взрослой жизнью, когда будет необходимость отстаивать свое мнение. Это полезные навыки поведения в эмоционально экстремальных ситуациях. Получив пару-тройку раз достойный отпор, дворовые ребята перестанут цепляться к Ане.

Дошкольное лидерство, равно как и дошкольное аутсайдерство – это, конечно, не показатель успешности во взрослой жизни. Но помочь ребенку завести друзей, научить учить его общаться – это наша с Вами ответственность и забота.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментариев: 4
  1. ВИКТОР и ИГОРЬ

    Родителям обязательно надо доискаться до причины — почему у ребёнка нет друзей! Может они в чём-то и сами виноваты!

  2. Наталья Бальва

    Н-да.. Все наши проблемы родом из детства.

  3. мамаша

    У нас возникла та же проблема — мой сын не может найти друзей, хотя очень хочет.Ему 6 лет. В садик ходит.Секцию посещает. Я нашла причину — наш любимый мультсериал — про Спанчбоба. А он часто изображается хлюпиком,нытиком и неудачником.И стала замечать такие проявления у сына — чуть что -в слезы. В общем Спанчбоб теперь под запретом, вместо него нужен супергерой — может Человек-паук. Не думайте, что я не занимаюсь сыном — в свои 6 он пишет и читает,плавает, любит лего, велосипед, зимой — лыжи. Но отпор почему-то дать не может.

    1. Мамаша, причины того, что ребенок не может дать сдачи, могут быть самыми разными. Не исключено и такое влияние мультфильма. Чтобы помочь своему сыну научиться защищаться и научиться дружить, позволяйте ему больше общаться со сверстниками. Хорошо, если он посещает/будет посещать секции и кружки, где есть дети со схожими интересами. Давать отпор обидчиками — не значит махать кулаками. Выражать свое недовольство можно и словами. Например, строго сказать обидчику, что его трогать нельзя.
      В таком возрасте у детей очень высокая внушаемость, поэтому важно, чтобы в кругу семьи, ребенка хвалили и поддерживали. Это придаст ему уверенности.
      Полезно разыгрывать травмирующие ситуации дома. Например, взять игрушки и проиграть ситуацию, которая произошла. Через театральную игру, у Вашего сына появится возможность дать отпор обидчику, выплеснуть свои чувства.
      Страх легче всего преодолеть, когда защищаешь не самого себя, а того, кто слабее.
      Ну и приемы борьбы тоже не помешает освоить.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: