Воспользуйтесь ⇓ поиском на сайте

Меню Рубрики

Ребенок кусается – что делать? Советы психолога

ребенок-кусается


Момент, когда родное чадо отправляется в детский сад, становится новым витком в жизни малыша и его родителя. Это первый шаг к взрослости и самостоятельности ребенка, возможность получить опыт взаимодействия и общения с кем-то другим, кроме родителей. Но не всегда этот этап жизни проходит гладко. Очень часто родителям малыша, который отправился в дошкольное учреждение, приходится сталкиваться с проблемой детских укусов в одном из двух возможных вариантов: свой ребенок кусается или кусают его.

Разобраться в том, почему это такое распространенное явление, в чем его причины и, конечно же, как отучить ребенка кусаться – цель данной статьи.

Ребенок кусается, причины проблемы

Ребенок может начать кусаться не только в детском саду, но и дома. Как правило, пик проявлений этой «вредной привычки» приходится где-то на 2-3 года. Бывает, что ребенок кусается и в более раннем возрасте, но причиной такого поведения в полгода-год является начало периода прорезывания зубов. А базой для такого поведения в 2 года становится кризис трехлетнего возраста – кризис «Я сам».

Ребенок начинает отделять свою личность от целостной картины мира, пытается отстаивать свою самостоятельность и автономность. В этот время кусание является вполне закономерным и нормальным, только если не формируется в устойчивую манеру агрессивного поведения.

Что же делать, если ребенок не перерастает этот период и продолжает кусаться и в более старшем возрасте?

Во-первых, необходимо выяснить причины и условия такого поведения. Как правило, основными его предпосылками становятся:

  • чувство неуверенности в себе и своих силах;
  • страх;
  • стрессовые ситуации;
  • неправильное воспитание (избалованность);
  • неумение проявлять свои негативные эмоции другим способом (например, словами);
  • переизбыток энергии, которую больше не на что направить;
  • проблемы в семье.

Если появление проблемы с кусанием совпало с началом посещения детского дошкольного учреждения, то кроме вышеуказанных причин, пусковым механизмом такого поведения могут стать:

  • пример других воспитанникам детского сада;
  • смена привычной обстановки (как защитная реакция);
  • необходимость отстоять свою территорию и интересы;
  • сложности в построении отношений с другими детьми или воспитателем;
  • потребность привлечь внимание родителей или воспитателя в случае неэффективности привычных способов (например, крика или плача);
  • переутомление от пребывания в новой шумной обстановке и большом детском коллективе.

Узнав самостоятельно или поинтересовавшись у воспитателя об особенностях и условиях ситуаций, в которых ребенок начинает кусаться, можно более точно определиться с причинами в каждом конкретном случае. Но …

Что же делать дальше?

ребенок-кусается

В первую очередь родителям необходимо сохранять спокойствие. Излишние эмоциональные нагрузки и наказания могут только усугубить ситуацию. Но это вовсе не означает, что такое поведение должно остаться без внимания. Как только вы заметили (или узнали от других), что ребенок пытается укусить, необходимо четко определить и показать ему свое отношение к такому поведению:

  • не проявлять положительных реакций на укусы (не радоваться, не восхищаться и не подначивать);
  • никогда не кусать ребенка (даже легонько или в понарошку) в процессе совместных игр;
  • стараться отвлечь малыша сменой деятельности, только завидев его стремление укусить;
  • предугадав ситуацию (или даже после укуса), приложить ко рту чада руку, оказав таким образом психологическое воздействие, а потом серьезно и решительно объяснить ребенку, что так делать нельзя;
  • поинтересоваться у малыша мотивами такого его поведения, почему он так сделал – ребенок должен пытаться выражать свои эмоции и желания с помощью слов, а не зубов. А дальше расскажите ему о других приемлемых способах решения его «проблемы»;
  • предложите ребенку больше личного пространства (например, отдельное место для игр), возможно ему некомфортно в кругу большого количества новых детей. А чтобы не провоцировать изоляцию малыша, постепенно привлекайте его к совместной деятельности и формируйте приемлемый для него круг общения;
  • если с помощью укусов ребенок пытается выплеснуть свой гнев, а другие способы совладания его не устраивают, попробуйте сначала предложить ему в качестве «жертвы» приемлемую замену (например, грызунок или резиновую игрушку), а со временем научите другими способами справляться со своими эмоциями;
  • используйте образные и игровые методы борьбы с вредной привычкой – расскажите сказу про волчонка, который кусался и с которым никто не хотел дружить, а потом он исправился и приобрел много новых друзей; играйте в ролевые игры с детьми постарше, где нужно придумать приемлемые способы поведения в ситуациях, когда у него забирают игрушку, обозвали или ударили, когда он сердится или, когда ему страшно.

Все возможные попытки избавиться от детской «кусачести» не всегда дают действенный результат с первого раза. Повторяя постоянно одно и то же, вы даете ребенку понять, что кусаться – это плохо всегда и при любых обстоятельствах. Если никакие уговоры и разъяснения не действуют спустя длительно время их применения, а такое поведение ребенка крайне травматично для окружающих, то стоит обратиться за помощью к специалисту-психологу.

Понять маленького ребенка и мотивы его поведения не всегда просто даже самым любящим родителям. Но забота, внимание и интерес к жизни малыша помогают установить с ним доверительные отношения, в которых ребенку не придется самому справляться со своими проблемами или привлекать внимание нестандартными и недопустимыми способами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт существует благодаря вам! ₽


Порядок

Политика конфиденциальности