Воспользуйтесь ⇓ поиском на сайте

Меню Рубрики

Как научить ребенка читать по слогам — методики и советы

lesen


Требования современной школы довольно высоки – ребенок, идущий в 1 класс, должен  уметь читать, хотя бы минимально, по слогам. Разумеется, воспитатели в детсадах занимаются с детками, в том числе и чтением, но у них не всегда есть возможность уделить достаточный объем внимания каждому ребенку. Поэтому родители должны знать, как научить ребёнка читать по слогам в домашних условиях.

Мотивация

Любое обучение начинается с мотивации. Есть дети, которых и учить ничему не нужно – просто в один прекрасный день родители с удивлением обнаруживают, что 3-4-летний малыш умеет читать. К сожалению, так бывает довольно редко, и остальным детишкам надо помочь в освоении грамоты и приобщении к волшебному миру чтения, где непонятные сперва закорючки постепенно оборачиваются знакомыми словами и увлекательными историями.

Малыши «дозревают» до готовности к чтению к 4-6 годам, в среднем в 5 лет. Ведущей деятельностью в этом возрасте является игровая, поэтому «сухие» уроки противопоказаны. Избегайте также сравнения с другими детьми, угроз и упреков: «Не выучишь — не пойдем гулять, не получишь сладенького…», «Что ты за неуч, вот Петя уже…» — так вы запросто напрочь отобьете у ребенка охоту не только к чтению, но и к любой учебе.

Темпы развития детей сильно отличаются – не стоит гнаться за кем-то, развивайте способности именно своего ребенка.

Заинтересуйте малыша чтением, создайте интригу и потребность в умении читать: сами выразительно и эмоционально читайте ему каждый день сказки и занимательные истории, а затем начинайте пропускать некоторые сеансы чтения по уважительным причинам – устали, нужно идти к бабушке, срочно что-то убрать-приготовить. Ребенок, привыкший к порции интересной информации, захочет «добыть» ее самостоятельно и попросит вас научить его читать – с таким сформированным желанием обучение будет проходить быстро и весело.

Кроме того, обычно хотят научиться читать ребятишки, растущие в среде, способствующей этому – в доме много детской литературы, а взрослые сами много и с удовольствием читают.

Методики и пособия

Учить ребенка чтению можно по любой удобной для вас методике. Наиболее распространены такие способы:

Фонетический

alfavit-lesen

Алфавит изучается по картинкам – каждую букву сопровождает иллюстрация с предметом, у которого с нее начинается название. Буквы произносятся четко, внятно, как звуки – «М», а не «Эм». После алфавита переходят к слогам — сливая сначала 2 звука в один слог, а затем переходя к все более сложным комбинациям.

Слоговый

cubus

По специальным таблицам или кубикам Зайцева. В этом случае обучение идет сразу слогам. Недостатки метода – довольно дорогие пособия, непростая методика, в которой сначала придется подробно разобраться самим родителям, к тому же лучшие результаты этот способ дает при обучении в группе. Однако он замечательно подходит шустрым и подвижным ребятишкам – учеба происходит в движении, буквально «на бегу», задействованы и зрительное, и слуховое, и тактильное восприятие, что значительно увеличивает эффективность занятий.

Глобальный

kartochki

Чтение слов, в основном по карточкам Домана. С раннего детства малышу демонстрируют карточки со словами и он запоминает их написание. Способ довольно сложный, применять его нужно чуть не с рождения, к тому же у многих детей после такого обучения возникают сложности при переходе на обычное чтение – им трудно «узнать» буквы, слоги и даже воспринять непривычный шрифт.

Для обучения чтению дошкольника, лучше всего комбинировать фонетический и слоговый методы.

Пособий для обучения существует множество – буквари, маленькие детские книжечки с яркими иллюстрациями, кубики, карточки. Наиболее популярны букварь Жуковой, интерактивные и обычные плакаты, кубики Зайцева.

Не ограничивайтесь стандартным набором – используйте магнитики, читайте вывески, объявления, лепите, рисуйте, вырезайте, наклеивайте буквы – так и обучение будет интереснее, и ребенку будет легче потом воспринимать любой шрифт и написание букв и слогов.

REDMOND

Процесс обучения

lesen-bukvar

Моментально научить ребенка читать невозможно, но ускорить этот процесс, вызвав у малыша желание читать и занимаясь с удовольствием, вполне реально.

Воспользуйтесь такими рекомендациями:

  • Занимайтесь с хорошим настроением, избегайте любого негатива – криков, угроз, а тем более физических наказаний. Обязательно отмечайте успехи малыша, хвалите его.
  • Занятия должны длиться не дольше 10-15 минут, без перегрузок, с обязательными сменами видов деятельности – не только читайте, но и пойте буквы, позволяйте ребенку двигаться – успеет в школе насидеться неподвижно. Играйте, используйте необычные и нестандартные методы – время от времени меняйтесь ролями, пусть малыш побудет учителем, обучающим маму читать, научит слогам любимую куклу или мишку.
  • Обучение начинайте со звуков – сначала твердые гласные А, О, У, Э, Ы. Выучив, разыскивайте их в любом тексте, можно поиграть в разведчиков – ищите спрятавшиеся звуки в журнале и подчеркивайте их красным карандашом. Потом так же знакомите малыша с твердыми согласными Л, М, затем – глухими и шипящими К, Т, Ж, Ш и так далее. Произносите именно короткий звук, а не название буквы.
  • Изучив эти буквы, переходите к слитному чтению слогов. В этот момент сформируйте у малыша умение объединять 2 звука в 1 слог. Используйте картинки и подручные материалы – буквы держатся за руки, догоняют друг друга, 2 кубика становятся рядом, друг на друга. Протягивайте, пропевайте слоги. Некоторым малышам помогает их написание. Как только появится понимание и сознательное чтение ребенком первых слогов, обучение пойдет легче.
  • Не спешите. Не переходите сразу к сложным словам и тем более текстам. Освоив навык чтения слогов, которые начинаются с согласных – МО, СА, БУ, переходите к слогам, начинающихся с гласных – АН, УЖ, ОТ. Когда малыш начнет уверенно их читать, переходите к простым словам – БА-БА, МА-ЛО, а затем к словам из 3 звуков – ЗОВ, МАК, ЭХО.
  • Уделите достаточно времени освоению звука Й, твердого и мягкого знака. Только после этого переходите к простым словосочетаниям и коротким предложениям.
  • Научите малыша следить за текстом, водя по нему пальчиком или указкой. Если пропеваете слова, обращайте внимание на обязательные паузы между ними, можно отмечать их вертикальным взмахом руки.
  • В начале каждого занятия уделяйте время повторению, а в конце – закреплению изученного, а также обсуждению прочитанного, чтобы чтение было осмысленным, а не стало лишь автоматическим навыком.

Подойдите к процессу обучения творчески, используйте разнообразные пособия и увлекательные игры, дайте малышу время вникнуть в алгоритм слияния слогов и освоить необходимый навык – и тогда вам не составит труда быстро научить ребенка читать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт существует благодаря вам! ₽


Порядок

Политика конфиденциальности